О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая
Главная > Гостевая > Словарь
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Финифть


Слово происходит от греческого finift, означающего «блестящий».

ФинифтьТак называли на Древней Руси эмаль, которую завезли из Византии в 10 веке, а потом научились изготавливать и у нас.

Роспись живописью на эмали имеет сходства с подобным занятием на фарфоре. В качестве материала выступает тонкая пластинка из меди, которую покрывают первоначально с двух сторон эмалью. Изображение наносят огнеупорными красками. Пока это делается, пластинку нужно периодически обжигать, ведь в процессе этого она меняет цвет. То же наблюдается и в фарфоровой росписи.

В 16-17 веках на Руси финифть становится особо популярной. Расписная эмаль являлась декором многих металлических предметов, например оружия, столовой посуды, церковных предметов, утвари.

Сама же по себе финифть делается довольно интересно. Берется тонкий лист меди (толщина его не должна превышать 1,5 мм), может даже подойти и золото, если мастер располагает такими ресурсами. Из него вырезаются пластинки выпуклой формы, но разных размеров. После зачистки поверхности на медные пластинки наносится эмаль одного цвета, так называемая грунтовка. После этого пластинку обдают температурой 750 С в муфельной печи.

Брошь Весна (В.Д. Кочкин, финифть)В 18-м веке в России особо популярны миниатюры живописных произведений, выполненные на эмали. Ростов Ярославский становится центром по изготовлению финифти. Там изготавливают и украшают шкатулки, табакерки, медальоны, церковные книги, иконы и многое другое. Сейчас в Ростове до сих пор работает фабрика «Ростовская финифть», которая изготавливает ювелирные изделия, шкатулки и многое другое, связанное с эмалированием.

Сейчас в Ростове два направления в росписи на эмали. Одно заключается в росписи пунктиром, что очень напоминает живопись на фарфоре, а также роспись на жостовских подносах. Мастера этой группы предварительно подбирают форму, создавая ее тщательно, до мельчайших деталей. Они выбирают идеальное соотношение света и теней, создают плавность переходов оттенков. Цвета у них гармонируют, идеально сочитаются.

Во второй группе несколько другие взгляды. Стоит заметить, что свои традиции она почерпнула из Севера, в Сольвычегодске и Великом Устюге. Художники этого направления создают размашистые по кистевым приемам произведения, яркие, нарядные праздничные.

Для ростовской финифти характерны пейзажи, растительная тематика, яркость, гармоничность красок.

Тайная вечеря (И. Виноградов)
Тайная вечеря.
И. Виноградов.

Вид Ростовского кремля (незивестный мастер, XIX век.)
Вид Ростовского кремля.
Незивестный мастер.
XIX век.

Княгиня Марья (В.В. Сухов)
Княгиня Марья.
В.В. Сухов.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.