О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая
Главная > Гостевая > Словарь
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Филигрань


Икона Божией Матери (М.А. Рожкова, скань и эмаль)Способ обработки металла для достижения определенных художественных эффектов. Он существует довольно длительное время, еще с древности. Изменений за весь период существования практически не было. Филигрань — это проволочки из золота, серебра или меди, которые скручиваются в единый жгут и продеваются через отверстия в предварительно подготовленной пластинке из стали. Когда проволоку пропускают через вальцы, она меняет свой внешний вид и становится похожей на ленточку.

Изначально рисунок наносится на бумагу, на которой изображается будущий узор. Потом на ней собираются необходимые детали, которые припаиваются серебром или золотом, а потом и вовсе превращаются в целую узорную комбинацию. Узор может быть как плоским, так и рельефным, когда изображение узора напаивается прям поверху металла. Дополнением к филиграни служит зернь — это дополнение к основной композиции шариков из металла, которые меняют композицию, делают ее более богатой. Благодаря удачной комбинации зерни и филиграни можно создать оригинальные композиции с орнаментами на природную тематику.

Наши предки открыли для себя филигрань еще в 9-10 веках нашей эры. Так как проволоки из золота или серебра тогда не было, в качестве заготовки брали зернь. Через пару столетий начали делать наиболее качественные продукты, применяя напайную, рельефную и ажурную филигрань, а также дополняя композиции камнями. Еще позже, в 15 веке, в орнаментах филиграни присутствует разноцветная палитра, а позже вместо мастики художники начали использовать эмаль разных цветов. В качестве первичных материалов использовали дерево, камни, эмаль, слоновую кость. Похвалиться серьезной известностью в области филиграни могли мастера Иван Фомин и Амвросий.

Ближе к нашему веку филигрань прочно закрепилась в народном творчестве, заняв достойное место как среди крупных объектов изобразительного искусства, так и среди совершенно небольших. Ею украшали мебель, посуду, церковные предметы.

В советские годы филигранью занимались в промышленных масштабах для изготовления драгоценностей и посуды. Сейчас же эстафету приняла Юлия Маланчук, которая занимается ювелирным делом.

Гарнитур Кораллы (Ю. Маланчук)
Гарнитур Кораллы.
Ю. Маланчук.

Выставка Ю. Маланчук (филигрань)
Выставка Ю. Маланчук. Филигрань.

Шапка Мономаха (Ю. Маланчук)
Шапка Мономаха.
Ю. Маланчук.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.