Феррарская школа
Школа в Италии во времена Ренессанса, центр живописи. Важное место в ее становлении играл двор герцогов д'Эсте в Ферраре. Наибольшего развития школа достигла во II половине XV века.
Наиболее значимые представители феррарской школы: К. Тура, Ф. дель Косса, Э. Роберти и другие. Эти художники соединяли идеи Поздней Готики и Раннего Возрождения, воплощая в своих произведениях элементы тонкого декора, передавали все эмоции изображаемых образов, делали их фигуры пластичными, натуральными, напряженными. Феррарская школа в этом очень похожа на болонскую. Позже она передает примерно те же идеи, что и школы в Риме и Венеции. Новые произведения были пронизаны духом эклектизма, после чего значение школы резко снижается, и она прекращает свое существование. Рассмотрим творчество трех художников, сделавших наибольший вклад развитие феррарской школы.
Козимо Тура (1430—1495 г.) — был придворным художником у герцогов Д'Эсте. Ранее художник увлекался творчеством Мантеньи, у которого взял многие особенности собственного стиля. Например, для него характерна скульптурная манера письма. Знакомство с Пьеро делла Франчески вдохновило художника на частое использование монументальных форм в живописи.
Художник занимался росписью стен замков Мирандола и Бельфиоре, Феррарского собора, а также других важных зданий. Он писал на религиозную тематику. Ныне сохранились живописные картины с собора, где изображаются «Св. Георгий и принцесса», а также «Благовещение». Эти картины отличаются резкими изгибами, экспрессивностью, особыми позами героев сюжета, мимикой их лиц. При этом краски у картин яркие, изысканные, передающие цветовую палитру сюжета до мельчайших подробностей.
Франческо дель Косса (1435—1477 г.) — представитель феррарской и болонской школ. Художник также вырос на картинах Пьеро делла Франческо и Мантеньи, взяв у них особые приемы передачи света, выразительных средств. Его художество похоже на творчество Козимо Туры. Возможно, они вместе работали над общи ми проектами. Косса знаменит циклом фресок в палаццо Скифанойя «Двенадцать месяцев». Он также украшал алтарь капеллы Гриффини в церкви Сан-Петронио.
Эрколе де Роберти (около 1450 — 1496 г.) — художник, известный росписью в Палаццо Скифанойя, где он декорировал Зал месяцев. Особого внимания здесь заслуживает фреска «Сентябрь». Переехав в Болонью, он вместе с Франческо дель Коссой занимается декорированием алтаря в церкви Сан Ладзаро, которая была разрушена в ходе Второй мировой войны. В Гриффони художник пишет «Чудо Святого Винсента Ферреа». А в Милане художник украшает алтарь картиной «Санта Мария ин Порто», которая чем-то напоминает творчество Беллини и Мессина. Творчество Роберти было отмечено самим Микеланджело, который считал, что они более ценны, нежели половина Рима.
Концерт. Э. де Роберти. 1490 г.
|
Месяц март. Франческо дель Косса. 1469—1470 г.
|
Св. Георгий. К. Тура. 1474 г.
|