Хэппенинг
(от англ. happening — случающееся, происходящее)
1) Представление в театре, для которого характерен акцент на действиях и событиях, ради которых произведение и писалось (то есть, они являются не частью сюжета, а его главной целью).
2) Направление поп-арта, которое в качестве объекта выбирает действия автора, не поддающиеся логическому объяснению.
3) Один изв видов акционизма, который авангардисты взяли на вооружение в 60-70-х годах 20-го столетия.
Хэппенинг обычно не планируется, а получается спонтанно в результате различных провокаций. В основном, для него нужны зрители в городе. Некоторые используют для своих действий природу. Это произведение, для которого характерно движение. Художники, занимающиеся хэппенингом, пытаются преодолеть барьеры, сложившиеся между ними и зрителями.
Для этого направления характерно разнообразие элементов, театральных приемов, которые употребляются параллельно с реальными явлениями. Такое смешение — характерная особенность данного стиля. У авторов нет конкретного сюжета, плана, определенной структуры выступления. Все происходит хаотично, на уровне эмоций и ощущений. В хэппенинге можно наблюдать параллельно несколько действий, которые могут быть не связанными друг с другом и доносить зрителям разные идеи.
Когда в хэппенинге участвуют актеры, они не задаются мыслью о создании конкретных героев. Они вливаются в общую несуразицу и остаются в этом действии самим собой.
Такой род искусства встречается не в театрах; для него более характерны вокзалы, площади, галереи и прочие людные места, не связанные с театром. Но даже если постановка ведется и на сцене, обращается внимание на зрителей, окружение, благодаря чему нет разделения «сцена-зритель».
Возникновение хэппенинга датируется 50-ми годами 20-го века. Его создавали с целью альтернативы театру. Этим направлением занимались не столько актеры, сколько художники. Для них вся обстановка, окружающая их, имела такое же значение, как персонажи и зрители. Хэппенинг — это некая абстрактность, парадоксальность в драматургии.
Хэппенинг со всеми его особенностями разработал Джон Кедж. Он в 1952 году поставил первое представление. А уже в 1958 году Аллан Капроу, который учился у Кейджа, придумывает термин, который закрепился за этим действом до сегодня. Капроу хотел «рисовать картины» не маслом, а особенностями поведения зрителей, а под холстом он подразумевал улицу.
Среди основоположников хэппенинга стоит также упомянуть Роя Лихтенштейна, Джима Дайна, Роберта Раушенберга, Класа Ольденбурга и прочих.
Молодёжная аудитория. Музыкальный хэппенинг.
|
Старый театр. Нью-Йорк. 1850 г.
|
Театр. Хэппенинг.
|