Шинуазери
(шинуазри или китайщина, от французского chinois — китайский; по-китайски «шине» — шёлковая ткань с пёстрым цветочным рисунком)
Использование экзотических китайских приемов и мотивов в живописи европейских художников эпохи Средневековья. Также подобные элементы и приемы применялись и в архитектуре, и в декоративно-прикладном искусстве вплоть до 18-го века.
Шинуазери — это направление, характерное для рококо. Китайская культура на протяжении нескольких столетий влияла на развитие барокко, рококо и другие периоды искусства. Те, кто выбирал данное направление, отличались работами изящного и несерьезного характера. Художники изображали чаще всего наложниц императоров, воинов, танцоров и правящих особей. Приверженцы этого стиля не собирались делать свои произведения реалистичными. Они создавали иллюзии, которые мало чем были похожи на объективную реальность. Франсуа Буше рисует Китай не таким, какой он есть, а очень напоминающим Версаль. И не удивительно, ведь заказал эти картины Людовик XV, вот художник и сделал их максимально похожими на место их пребывания. Фарфор во Франции делали за счет фаворитки французского короля, маркизы де Помпадур. Ее увлечение китайской культурой и способствовало тому, что Буше сделал для Двора серию картин о Китае.
Китайский стиль стал одним из самых длительных явлений в европейском искусстве. Это связано с увлечением европейцев всем восточным и экзотическим. С тех пор, как Марко Поло отправился в Поднебесную, жители Европы бредили этой страной и придумывали о ней фантастические вещи. А когда на рынках появились товары оттуда, спрос на них был небывалый. Взять хотя бы увлечение китайским фарфором. Он стал настолько популярен, что обошел золото и серебро. Еще и оказалось, что лучше есть с фарфоровой посуды, потому что ее удобнее мыть. Проникли в европейские дворцы и китайские вазы, которые высоко ценятся и в наши времена.
Попытки научиться делать фарфор наконец стали успешными в 1708 году. В Саксонии был найден верный способ. Позже в Мейсене открывается фабрика по изготовлению этого материала, на которой делали посуду, идентичную китайской. Сильное увлечение всем китайским распространяется практически на все виды деятельности человека. Здесь и появляется шинуазери, как китайское направление в искусстве.
Бульйонная чаша. А. де Сент-Никола. I половина XVIII в.
|
Чайный столик с подносом. I половина XVIII в.
|
Дама и служанка. Ф. Буше. 1742 г.
|