Форма
Внешнее очертание предмета. Объемно-пластические особенности предмета, художественные средства, использующиеся для создания образа, для раскрытия замысла произведения. Имеет важное значение для выражения художественных достоинств работы. В изобразительном искусстве форма – единство приёмов и средств, использованных в художественном материале, композиционная построенность.
Помимо текстуры и цвета, человек воспринимает окружающий мир через формы. Хотя на первый взгляд этот факт может показаться общеизвестной истиной, он имеет особое значение в области искусства, так как оно пользуется языком, состоящим из форм. Человек объединял объемы, которые тела занимают в пространстве, по их характеристикам, различиям и сходству и классифицировал по их формам. Так, мы говорим о геометрических, округлых, ломаных или прямых, компактных или расплывчатых формах и так далее.
Форма принадлежит к миру трех измерений (высота, ширина и глубина) и на протя-жении веков использовалась для создания произведений искусства. Искусство форм состоит в изменении материи (глины, камня, дерева...) или пространства с целью выражения идей, чувств или просто пробуждения в зрителе эстетического удовольствия.
Созерцая художественные произведения, мы можем определить некоторые характеристики формы, понимаемой как выразительное средство.
Изображение одного из идолов с Кикладских островов в Греции представляет собой скульптуру небольшого размера, имеющую простую геометрическую форму.
Изучение подобных древних культур показывает, что это упрощение обязано не техническим сложностям, как полагали в течение долгого времени, а ясному выразительному решению. Налицо результат стремления абстрагировать от действительности идею, которая выражена посредством крайней схематизации и геометризации форм. Такие формы, компактные, замкнутые в самих себе, имеют центр тяжести внутри самой скульптуры. Это усиливает концентрацию зрительского внимания и в то же время воплощает образ, богатый выразительными качествами, непосредственный и простой по характеру, богатый символикой, что заставляет зрителя мысленно дополнить произведение смыслом, который лежал в основе данного произведения.
Огюст Роден должен считаться в большей степени ваятелем, нежели скульптором. Разница между скульптором и ваятелем заключается в том, что первый создает форму, отсекая материал от глыбы, в то время как ваятель создает скульптуру добавлением, то есть постепенно накладывая глину. Одной из характерных черт работ Родена является то, что они «дышат» (например, знаменитый «Мыслитель» Родена). Его образы называют импрессионистскими, потому что в них схвачено мгновение и созда-ется ощущение, что они легки — воздушны и невесомы.
Скульптура Жана Огюста Доминика Энгра «Источник», эскиз которой, возможно, был сделан во Флоренции в 1820 г., но законченная 36 лет спустя, ведет свое происхождение от Венеры Анадиомены, но представляет собой более фигурную лепку.
Созерцая живопись Энгра мы понимаем, что можно говорить о форме в двухмерном пространстве, то есть в двух измерениях. Все произведение французского художника характеризуется доминантой линии. Когда мы используем в живописи понятие «линеарность», то имеем в виду связь, существующую между формой фигуры или предмета и фоном композиции.
Если посмотреть на скульптуру Энгра на графическом изображении, мы увидим её в виде чёрного пятна. Упражнение состоит в том, чтобы смотреть на линию, контур, созданный темной фигурой на белом фоне. Таким образом можно наблюдать богатство и разнообразие движения линии, очерчивающей прекрасное юное тело. Линеарность на языке живописи — это эстетическое понятие, обозначающее создание полотен, где линия заключает в себе форму. В рамках линейности мы можем также рассматривать греческую керамику V в. до н. э., а также, уже в XX в., многие рисунки Пабло Пикассо, художника, который никогда не скрывал своего глубокого восхищения строгим и академичным стилем Энгра.
Как противопоставление линеарности, мы различаем понятие «живописность». Это эстетическое течение воплощает в себе вкус и более свободную манеру понимания живописи, в которой сочетаются в постоянном пластическом диалоге фон и элементы, расположенные на первом плане, в некоторых случаях даже смешиваясь друг с другом. Живопись Эжена Делакруа (Э. Делакруа «Смерть Офелии»), ярчайшего представителя этой манеры, к которой также принадлежат такие мастера, как Питер Пауль Рубенс или Уильям Тернер, воплощает на полотне поэтику, более относящуюся к цвету и атмосфере, чем к форме.
Жан Огюст Доминик. Источник.
|
Делакруа. Смерть Офелии.
|
Жан Огюст Доминик. Источник.Затемненный вариант.
|