О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая
Главная > Гостевая > Словарь
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Экслибрис


(по-лат. ex libris — из книг)

Экслибрис В.Я. АдарюковаЗнак на книге, который подтверждает, что она является собственностью конкретного человека. Это эмблема, которая наклеивается в основном на переплет книги, точнее, его внутреннюю часть.

Различают шрифтовые экслибрисы, которые являются набором букв, несущих информацию о фамилии и имени собственника, а также художественные. Это рисунки и эмблемы, которые с помощью определенных символов и образов рассказывают о владельце, его роде занятий или характеризует библиотеку. Также экслибрисы классифицируются в зависимости от технических приемов при их изготовлении. Различат простые штемпельные, которые являются наборными типографическими буквами, цинкографические, а также выгравированные на дереве, меди, линолеуме и других материалах.

Впервые экслибрисы начали применять буквально после начала книгопечатания. Заслуга принадлежит таким художникам, как Дюрер, Кранах Старший, Хольбейн Младший. Потом это изобретение попало и в Россию благодаря Петру Великому. Кроме него, экслибрисы использовали Д. Голицын, Р. Арескин, Я. Брюс, А. Лефорт и многие другие.

Вплоть до конца 19-го века владеть библиотекой могли только богатые люди, поэтому часто на книгах можно было встретить герб рода, к которому принадлежал владелец библиотеки. Позже началась эра вензелевых знаков, особенно когда приоритет на содержание библиотек перешел к ученым, писателям, художникам и буржуа. Тогда художественный экслибрис становится более популярным.

Больше всего он употреблялся в первой половине 20-го века. Тогда в «Мире искусства» трудились Е. Лансере, Г. Нарбут, А. Бенуа, М. Добужинский, К. Сомов, Е. Митрохин и многие другие художники, продвигавшие создание книжных знаков.

В 30-х годах экслибрисами начали заниматься такие графики, как Фаворский, Купреянов, Бриммер, Кравченко, Шиллинговский и многие друге. Благодаря экслибрисам можно охарактеризовать хозяина, его привычки, тонкости характера. Сегодня даже коллекционируют книжные знаки, считая их целыми произведениями искусства и причисляя к малой графике. Раньше экслибрис ставили, чтобы книгу можно было найти после воровства, а сейчас это знак уважения к книге со стороны владельца.

Экслибрис К.А. Сомова
Экслибрис К.А. Сомова.
Сюжетный экслибрис.

Экслибрис Александра II
Экслибрис Александра II.
Вензельный знак.

Экслибрис А.Ф. Смирдина
Экслибрис А.Ф. Смирдина.
Шрифтовой знак.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.