О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая
Главная > Гостевая > Словарь
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Septentrionalis modern. Pictoris (Северный модерн: художники)

Гостиница Астория Лидваля в ПетербургеИз творчества северомодернистских художников наибольшую известность получили иллюстрации Галлен-Капеллы к произведениям финского эпоса. Работы финского мастера пришлись по вкусу художникам из петербургского кружка «Мир искусства», имевшим схожие с его искусством стилизаторские устремления.

Один из членов кружка С.П. Дягилев организовал в 1898 году совместную выставку художников России и Финляндии. Выставка проходила в музее одного из петербургских художественных училищ. Мероприятие посетил и Андерс Цорн – шведский живописец, гравёр и скульптор.

Его выполненные артистичным, свободным штрихом офорты вызвали восхищение у местных художников.

Но русские деятели искусства не только любовались «чужим» севером, а и поспешили открыть свой собственный. С.И. Мамонтов в 1894 году собрал экспедицию художников на русский север с целью изучения его природы, а также быта и народного творчества его жителей.

Среди членов экспедиции были живописцы В.А. Серов и К.А. Коровин. Позже их назовут «северными импрессионистами».

Пейзажи Коровина с изображением севера для русской живописи явились подлинным открытием. А среди петербургских графиков выделялись работы А.П. Остроумовой-Лебедевой. Вскоре стало ясно, что лирика северного пейзажа и поэтическая лирика «серебряного века» имеют немало общего, и по своей значимости не уступают одна другой.

Гостиница Астория Лидваля в ПетербургеИз архитекторов русского северного модерна наибольшую известность завоевал Ф.И. Лидваль (1870—1945), швед по происхождению родившийся в С.-Петербурге. По проекту Лидваля была построена петербургская гостиница «Астория», что около Исаакиевского собора.

Её архитектура объединяет черты неоклассицизма и северного модерна. Что касается других зданий, построенных Лидвалем (среди них банки и жилые дома), то они отличаются оригинальностью и несут отпечаток классического «лидвалевского» стиля.

По сравнению со шведским и финским русский северный модерн имеет больше классических черт, в нём заметнее итальянское влияние, часто встречаются мотивы венецианских палаццо. Среди часто употребляемых декоративных мотивов – гирлянды, грифоны, картуши, рога изобилия и камни, украшающие маскароны.

Интересно отметить, что маска древнегреческого Гермеса здесь приобретает черты скандинавского Одина: обоих изображали в крылатых шлемах, но Одина представляли с бородой.


Цорн Андерс-Леонгард. Волны Лапландии 1887г
Цорн Андерс-Леонгард.
Волны Лапландии.
1887г.

Три прекрасные дамы. Андерс Цорн
Три прекрасные дамы.
Андерс Цорн.

Аксели Галлен-Каллела. Ковка Сампо
Аксели Галлен-Каллела.
Ковка Сампо.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.