О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая
Главная > Гостевая > Словарь
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Коропластика


Происхождение слова из двух составляющих: kore (от греческого) — "девушка", "кукла"; plastike — "ваяние".

Коропластика Коропластика - изготовление женских фигурок маленького размера - из терракоты, гипса, воска, обожженной глины.

Коропластика Бактрии

Культурные ценности населения Бактрии (долина Окса) формировались в зависимости от религиозного восприятия действительности. Эпоха энеолита и бронзы протекает в поклонении изображениям божеств, узнаваемых в терракотовой пластике. Особое место среди множества статуэток занимает образ женского божества (богиня-мать). Античные глиняные фигурки восседающих женщин, которые были обнаружены на юге Туркменистана, имеют отношение к 6 тысячелетию. до н.э., периоду энеолита. Большая коллекция фигур изготовлена в энеолитическую эпоху (5 в., которая длится до начала 3 тыс. до н.э.). Коллекция обнаружена на территории Каратепа и Намазга II.

Коропластика бронзовой эпохи раннего периода - это фигурки, изготовленные в своеобразном плоскостном стиле, когда из уплощенной глиняной основы делается силуэт, лишь туманно напоминающий женскую фигуру. особое внимание уделяется проектированию головы, где формируются четко выраженные высокорельефные выпуклости прямостоящих глаз, тщательно проработаны детали прически, украшения. Туловище имеет невыраженную форму, кисти рук непроработаны и раскинуты в стороны, установленная ширина бедер остается примитивным удлиненным треугольником, не разъединяясь до самых стоп.

Малая пластика развитой бронзовой эпохи представлена в виде нескольких типов женского божества, что является признаком расширения местного пантеона. Статуэтки бронзовой эпохи найдены на территории Алтынтепа и Намазгатепа. Раннежелезный век (1 тыс. до н.э.) характеризуется абсолютным исчезновением пластического искусства. Это можно объяснить тем, что древнеиранские божества ассоциировались с абстрактными понятиями, исключающими антропоморфное воплощение. В соответствии с гипотезой Г. Пугаченковой, период, не отличившийся коропластикой в ее виде, может подразумевать замену божеств символическими изображениями или произошедшим в этот период творчеством в другом направлении (изготовление культовых идолов из дерева, металла, кости).

В эпоху древности малая пластика возрождается, и параллельно с этим самым популярным становится культ матери-божества. К данному периоду утрачиваются каноны изготовления терракот, образовавшиеся в век энеолита и бронзы, в связи с чем божество "матери" находит свое новое воплощение под влиянием эллинистической культуры.

Женская статуэткаВ век эллинизма в Бактрии распространено копирование греческих статуарных божеств, воспетых во дворцах и храмах. На территории Бактрии, вдоль берегов реки Окс, были обнаружены редкие находки статуэток античных божеств. Статуэтки божеств Ники и Силены нашли на городище Зартепа; богини Афины - в регионе Кампыртепа. В этой же местности были найдены диониссийские персонажи: фигурки арфисток, девушек с лютнями, рубабом. Божества этих "муз" были обнаружены на Старом Термезе, Аккургане, Кампыртепе.

Протяженность местности, на которой были выявлены ценные раскопки, ограничена. Все фигурки были обнаружены на территории левобережья Амударьи. Из перечисленных божеств, имеющих инородное происхождение, большое значение приобретает бактрийский элемент - этнические и иконографические характеристики, прямолинейность фронтального изображения. Время популярности - 3 в. до нашей эры – 2 в. нашей эры.

Бактрия - ведущий регион Средней Азии, где с конца первого века н.э. прогрессирует буддизм, проявляющий себя в качестве идеологического и художественного фактора влияния. Со времен единения Бактрии и Северной Индии в Кушанском государстве наступают самые благоприятные условия для расширения буддийского мировоззрения в Средней Азии. Правители Бактрии финансируют течение буддизма в стране, оплачивая затраты на культовые сооружения, и это способствует росту буддийской культуры. В долине Окса было найдено множество статуэток, изображающих божество якшинь.

Согласно Т. Мкртычева, образ якшинь воплощен в буддизм путем популярных народных верований, где данное божество дарило людям здоровье и благополучие, наделяло мудростью. В Бактрии, возможно, произошло слияние культов, и якшинь воспринимался в качестве богини плодородия. Как видно, люди Бактрии не являлись сторонниками буддизма, но использовало буддийские статуэтки вместо традиционных. Статуэтки якшинь обнаружены на городищах Зартепа, Чоплитепа, Тепаи-шах, Старого Термеза, Фаязтепа, Кампыртепа (2–3 в. н.э.). Культ женского божества на всей территории Бактрии почитали с глубочайшей древности и до раннего средневековья. Экземпляры коропластики подтверждают большое количество богинь в долине Окса. Некоторые из них официально числились в бактрийском пантеоне, утвержденном Канишкой, другие являлись родоплеменными, о чем можно судить по характеру их распространения. Некоторые были почитаемы длительный период времени, другие - наоборот, очень недолго. В дальнейшем изображения божеств не встречаются. Становление стиля коропластики ощущало на себе влияние индийских, эллинистических, парфянских и кочевнических обычаев, в чем отслеживается связь веков и преемственность культурного наследия, которое безусловно ценили жители данного региона.

Статуэтка (восточная Кашкадарья)
Статуэтка.
Восточная
Кашкадарья.

Две женские статуэтки (Бактрия)
Две женские
статуэтки. Бактрия.

Фигурка с голубем и яйцом
Фигурка с
голубем и яйцом.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.