О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая
Главная > Гостевая > Словарь
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Творчество Растрелли

Грот архитектора Ф.Б. РастреллиСмольный собор-1748-1835,архитектор Б.РастреллиБартоломео Франческо Растрелли, выдающийся архитектор, родился в 1700 году в Париже в семье итальянца Бартоломео Карло Растрелли. В 1716 году вместе с отцом переехал в Петербург, где и прожил до своей смерти в 1771 году. На протяжении более чем 30 лет, с 30-ые по 60-ые годы занимал должность придворного архитектора. Считается наиболее значимой фигурой в искусстве елизаветинского барокко.

Для своих работ Растрелли брал идеи из западноевропейского классицизма, рококо, русского узорочья, барокко. При этом элементы их чередовал в равной степени. Так, например, разработанные им композиция и планировка фасадов петербургского Зимнего Дворца соответствуют «большому стилю», характерному для французского классицизма, - в то же время детали и декоративные элементы здания проработаны скорее в стиле рококо.

Примечателен тот факт, что Растрелли, приехав в Россию подростком, до конца жизни так и не покинул её пределов. Таким образом, у него не было возможности воочию наблюдать классическую европейскую архитектуру, - он изучал её по увражам и помогая старшим архитекторам в их работе. По этой причине барочные произведения Растрелли европейцу кажутся в лучшем случае потугами провинциального художника, в худшем – варварскими выходками безграмотной деревенщины. Скептически настроенные критики называют его здания «разрисованными избами», а в отношении Большого Царскосельского дворца проскальзывало уничижительное «русская гармошка». И несмотря ни на что для России Растрелли был и остаётся гением, поднявшим русскую архитектуру до уровня классической Европы.

Творчество Растрелли характеризует масштабность, смелость. Так, в основе архитектуры величественного Воскресенского собора при Смольном монастыре лежит традиционное русское пятиглавие, - и однако архитектор дерзко придвигает башни близко к центральному куполу, в результате чего образуется барочная «фуга». С первого взгляда такое композиционное решение иначе, чем проявлением безграмотности не назовёшь: башни неловко касаются барабана центрального купола.

Однако абстрагируясь от частностей, можно видеть насколько потрясающей динамикой обладает вся композиция, фантасмагорической доминантой которой является колокольня (по проекту она должна была достигать в высоту 140 м).


Андреевская церковь, архитектор Растрелли
Андреевская церковь.
Архитектор Растрелли.

Портрет архитектора Бартоломео Растрелли,Ротари Пьетро
Портрет архитектора
Бартоломео Растрелли.
Работа Ротари Пьетро.

Парадная лестница, архитектор Растрелли
Парадная лестница.
Архитектор Растрелли.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.