Septentrionalis pictoris (Северные художники)
«Северными художниками» называют представителей Северного Возрождения – эпохи в искусстве Франции, Германии, Нидерландов первой половины XVI века. В этот период активно формировались новые жанры изобразительного искусства, его технические приёмы и способы, творчество приобретало персонализированные черты. Данная эпоха подарила миру многих крупных мастеров.
Северные художники выбирали в качестве фоновых объектов для своих картин архитектуру. При этом романский стиль зданий символизировал старое время, и выбирался фоном для сюжетов из Ветхого Завета. А для новозаветных сюжетов фоном служили готические здания.
Именно в Северной Европе зародилась экспрессивная - в особенности, если смотреть на ранние произведения - гравюра по дереву (ксилография), которую отличала «крестьянская» грубость. Если гравирование по металлу это в большей степени итальянская находка, то по дереву первыми стали гравировать немцы и швейцарцы в начале XV в. Экспрессия в готическом духе и натурализм нашли отражение в творчестве живописцев и скульпторов Германии: У. Графа, М. Пахера, Т. Рименшнайдера, Ф. Штосса, Х. Бальдунг Грина, Л. Кранаха, Й. Ратгеба, П. Фишера.
В конце XVI — начале XVII в.в Германии возник любопытный стиль, объединявший в себе позднюю Готику и элементы Барокко и Маньеризма. Эти стили попадали сюда из Италии, и связывались посредством традиций религиозного спиритуализма. В результате возник термин «барочная готика», или «позднеготическое барокко».
Как считал Вёльфлин, между этими тенденциями не видел противоречия только немецкий художник. Однако между Готикой и Барокко действительно есть общее: оба стиля проникнуты мистикой, иррациональностью, экзальтацией и экспрессивностью. Именно по этой причине так естественно смотрелась новая ренессансная живопись Германии и Нидерландов в окружении старинных готических построек, а пышные барочные алтари органично вписались в готические интерьеры.
Тот же период в Италии ознаменовался вхождением классицистической архитектуры в работы живописцев римской школы. Этот факт дал исследователям основание отрицать правомерность понятия «Северное Возрождение», либо называть этот период «осенью средневековья» (Й. Хёйзинга). С этой точки зрения, эпохи Северного Ренессанса как таковой не было, а из Готики был совершён непосредственный переход в Барокко.
Однако по мнению Э. Кон-Винера, характерная черта готического стиля – усложнение форм – становилась причиной той лёгкости, с какой этот стиль ассимилировал чужеродные идеи. Отсюда и то жадное восприятие форм итальянского Классицизма, которое продемонстрировала поздняя немецкая Готика.
Она без предварительного поиска оснований включила их в свой арсенал, и тем не менее общая картина получилась удивительно целостной. Это впечатление целостности как раз и послужило поводом к выделению т.н. немецкого Ренессанса в отдельный стиль.
Тот же период в Италии ознаменовался вхождением классицистической архитектуры в работы живописцев римской школы. Этот факт дал исследователям основание отрицать правомерность понятия «Северное Возрождение», либо называть этот период «осенью средневековья» (Й. Хёйзинга). С этой точки зрения, эпохи Северного Ренессанса как таковой не было, а из Готики был совершён непосредственный переход в Барокко.
Однако по мнению Э. Кон-Винера, характерная черта готического стиля – усложнение форм – становилась причиной той лёгкости, с какой этот стиль ассимилировал чужеродные идеи. Отсюда и то жадное восприятие форм итальянского Классицизма, которое продемонстрировала поздняя немецкая Готика. Она без предварительного поиска оснований включила их в свой арсенал, и тем не менее общая картина получилась удивительно целостной. Это впечатление целостности как раз и послужило поводом к выделению т.н. немецкого Ренессанса в отдельный стиль.
 Кранах Л.С. Святые Женевьева и Аполлония.
|
 Скульптура Йорг Ратгеба и Ханса Бальдунга.
|
 Лукас Кранах-старший. Портрет герцогини Екатерины.
|