О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая
Главная > Гостевая > Словарь
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Маньеризм


Производное от maniera (итальянский) - "манера".

Битва богов с титанами (Иоахим Эйтевал) Литературно-художественный стиль западноевропейских народов периода 16 - трети 22 века, в котором отразился кризис гуманистической культуры Возрождения. Для данного периода характерна утрата гармонии возрождения физического и духовного. Главным эстетическим показателем маньеризма становится не натурализм, а некая внутренняя идея персонажа в представлении художника. В этой форме искусства мир воспринимается, как сочетание реального и мистического; в ее представлении противоречие между духовным и материальным - относительно, а наука соседствует с оккультизмом.

Как утверждают некоторые исследователи, в большей степени, литературоведы, маньеризм не является самостоятельным стилем, и принадлежит к ранней стадии барокко. Маньеризм может восприниматься в широком толковании этого понятия, как формотворческого начала в искусстве на различных этапах культурного развития, начиная с древности и до настоящего времени.

Сообразуясь с мастерами Высокого Возрождения, сторонники маньеризма (итальянские художники А. Бронзино, Ф. Пармиджанино, скульпторы Джамболонья, Б. Челлини) усиливали нестабильность, трагическую неустойчивость, власть иррационального влияния, субъективность искусства. Искусство маньеристов характеризуется сложностью и напряженностью образов, манерной изощренностью внешнего вида, а зачастую и жесткостью художественного решения (портреты, рисунки).

Маньеризм в изобразительном искусстве.

Художественное решение работ в стиле маньеризма характеризуется повышенным спиритуализмом, который может сочетаться с эротизмом или наоборот, противопоставляться ему; взвинченность и изломанность линий ( в том числе, волнообразность), удлиненность, напряженность и деформированность объектов, нестандартное освещение, перспектива, резкая гамма оттенков, общая перегруженность произведения и другие необычные эффекты.

Похищение сабинянок (Джамболонья)Маньеризм в архитектуре проявляется как дисбаланс в соотношении средств ренессансной выразительности; архитектонически не обоснованных структурных решений и элементов гротеска, внушающих беспокойство зрителю. Первым маньеристом в сфере скульптуры считается Джамболонья. Другим известным мастером скульптуры маньеризма является Бенвенуто Челлини.

Главная черта маньеризма - это его нестандартность, выражающаяся в протесте классическому направлению культуры. В прошлом маньеризм представлял собой нечто наподобие поп-арта. Общество не стоит на месте, на смену принятым моральным устоям приходят новые, человек протестует. Культура маньеризма в целом - это единый эстетический протест.

Маньеризм в литературе.

Маньеризмом в литературе считается произведение, написанное в "заумной" форме, при которой используются сложные конструкции предложений, вычурные словосочетания, чрезмерно изысканный и напыщенный слог. Наиболее яркий пример - роман "Эвфуес" (1580) Джон Лили. Именно этот автор создал понятие "эвфуизм", что значит, "слишком вычурный стиль" - нереальные образы, искусственные выражения. К маньеризму можно полностью или частично причислить произведения Донн, Марло, Шекспира, Сервантеса, Кальдерона, Малерба, Спонда, Монтеня. Смешанные жанры литературы также имеют отношение к маньеризму (например, трагикомедия, ироикомическая поэма). Проза, поэзия и живопись имеют общее с эзотерической традицией (Ф. Бероальд де Вервиль).

Маньеризм в музыке.

Представитель маньеризма в музыке - итальянский композитор Карло Джезуальдо да Веноза. В его поздних мадригалах, отличающихся мелодраматической аффектацией, отражена переменчивость настроений, усиленный акцент на детали, необычная цветовая гармония, контрастность фактуры и мензуры. Понятие маньеризма в музыке подразделяется на маньеризм конца 14 века и начала 15 века, который отличает экстравагантность (пьесы, воспроизводящие измененное состояние сознания), вычурность нотации (к примеру, партитура с разноцветными нотными линиями, необычной формы), сложность ритма, не поддающаяся пониманию.

Влияние маньеризма.

В связи с внутренней противоречивостью стиля влияние маньеризма принимает различные направления. С одной стороны, маньеризм является первоисточником рафинированной прециозной культуры и опережающим стиль рококо, с другой - полностью раскрывающий эротизм; спиритуальнная суть маньеризма была подкреплена и развита в пределах сакрального барокко. В некотором смысле существуют определенные переклички между искусством маньеризма и явлением постмодернистской культуры. Здесь имеет место и программная вторичность, подчеркнутая зависимость от "культурного потенциала" предшествующих веков.

Афина, Венера и Юнона (Ханс фон Аахен, 1593 г.)
Афина, Венера и Юнона.
Ханс фон Аахен, 1593 г.

Вакх, Церера и Купидон (Х. фон Ааахен)
Вакх, Церера и Купидон.
Ханс фон Аахен.

Неверие Св. Фомы (Ф. Сальвиати)
Неверие Святого Фомы.
Ф. Сальвиати. Париж, Лувр.
Ок. 1543—1547 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.