О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая
Главная > Гостевая > Словарь
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Массовое искусство

Индивидуальное выражение массовой культуры, противопоставленное искусству элитного общества, к которому причислены произведения высокой культуры прошлого и современного. Массовое искусство имеет различное смысловое содержание. В положительном значении слова массовое - это народное искусство, наивное и примитивное, в котором простота формы оправдывается искренностью, непосредственностью эстетического восприятия и приобщением к исторической традиции.

В отрицательном значении массовым снисходительно называют подделку, отсутствие в творчестве взыскательного направления. Это название употребляется для произведений, порожденных массовой культурой, ориентированной на невзыскательного человека, не отличающегося развитым художественным вкусом. Как правило, такие произведения тиражируются средствами массовой информации (телевидение, печатная графика, многотиражные литературные произведения в жанрах романа, детектива, боевика). Общедоступное и незамысловатое по форме, произведение опирается на стереотип сознания и рассчитано на широкий круг читателей.

Поп-арт - одно из ведущих направлений массового искусства, образованное от английского popular art, что значит "общедоступное искусство".

Сторонники поп-арта провозгласили в качестве своей основной идеи "возвращение к реальности", той реальности, которая опосредованна масс-медиа. Поп-арт приковывает внимание ко предмету, но это не предмет, воспетый поэзией. Это предмет, имеющий отношение к современной индустрии, особенно, к современным формам информации (телевидение, печать). Представителей поп-арта вдохновляют журналы, реклама, фотография, упаковка. Технические приемы, извлеченные из методов промышленного дизайна и рекламы обезличивали индивидуальность художника, но их положительное значение в том, что они также отображали эстетическую ценность предметов массового производства.

Биллбоард в стиле поп-арт (Дж.К. Кларк)Родина поп-арта - Англия. Наиболее популярными становятся американские и французские художники. Общие направления возникли в Германии, Италии, СССР. Чтобы подчеркнуть принадлежность поп-арта советскому обществу, иногда пользуются термином "соц-арт".

По мнению художников данного направления, искусством в мире может стать все. Задача художника - уловить "изюминку", чтобы подать привычное под нестандартным углом зрения. Классика поп-арта - американское направление, но в данный момент поп-арт - характерная черта искусства многих стран мира. Специальные изобразительные средства отсутствуют. Как высказался один из основоположников поп-арта, Р. Раушенберг, сила средств изображения заключается не в кисти или холсте. С таким же успехом могут быть задействованы любые невзрачные бытовые предметы, даже пара чулков. Своеобразной композицией может стать все, что угодно - фото, коллаж, картинки на сатирическую тематику, увеличенные до огромного размера, муляжи пищевых продуктов, памятники в виде косметических принадлежностей и другое.

Разновидности массового искусства - хэппенинги и энвайромент.

Хэппенинг (что в переводе с английского означает "происходящее") преподносит окружающее пространство, включая людей, в его текущей изменяющейся действительности, которая поддается организации. Хэппенинг - организованное художником действие человека в определенных обстоятельствах, которое воспринимается как художественное явление. Направление начинает свое развитие из истории массовых зрелищ. При этом авангард граничит с той чертой, которая отделяет художественное направление от проявления самой жизни.

Энвайронмент (environment, в переводе с английского - "окружающая среда") - направление, при котором создается некое игровое пространство для развития предполагаемых событий. Действия могут быть различными: игры, предусмотренные в рамках программы, спонтанные действия участников события, обусловленные окружающей средой. Существует два типа энвайронмента: имитационный и натуралистический. В первом создается имитация окружающего пространства с действующими фигурами участников события. Во втором типе энвайронмента, натуралистическом, для создания интерьера или фона природной среды используются реальные условия и обычные бытовые предметы.

Поп-арт в дизайне упаковки
Поп-арт в
дизайне упаковки.

Поп-арт в дизайне интерьера
Поп-арт в дизайне интерьеров.

Тостер в стиле поп-арт
Тостер в стиле поп-арт.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.