Фаянс
(по-французски faience, от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс)
Изделия из керамики, для которых характерен черепок плотной структуры с мелкими порами, на который сверху наносится глазурь. Изготавливается из тех же компонентов, что и фарфор, но в другом соотношении и по определенным различиям в технологии.
Происхождение фаянса из Древнего Египта. Позже его начали использовать китайцы, корейцы и японцы. В мусульманских странах развилась технология изготовления кашин. Этот материал похож с фарфором, но имеет мелкие поры. Мастера из Ирана изготавливали из него сосуды, которые гравировали орнаментами, росписями, которые скрывали под глазурью. Эти произведения искусства были найдены в Азербайджане, Древнем Ургенче, Нисе, Мешеди-Мисриане. Ценятся фаянсовые изделиях с люстром, который наносится сверху кремовой опаковой глазури. Они датируются 11-14 веками. Также в 12-13 веках в Рее, Горгане и Кашане делались изделия минаи, которые расписывали разноцветными эмалями, а еще позже в Кермане, Исфахане и других городах изготавливали сефевидские фаянсы, которые украшали росписью из кобальта или люстра (16-17 века).
Первым европейцем, который наал наносить на посуду глазурь молочно-белого цвета, является скульптор-керамист из Флоренции Лука делла Робиа, который жил и трудился в 15-м веке. Ученые предполагают, что в Европу этот вид искусства попал через Испанию от заселившихся туда арабов, а потом распространился в другие местности. Также такие изделия находились и на Болеарских островах. Многие предполагают, что «майолика», слово, обозначающее итальянский фаянс, произошло от названия острова Майорка.
Довольно знаменитый керамист, покрывавший свои произведения тонкой глазурью, жил в 16-м столетии во Франции. Это был Бернар Паллиси, который увлекался геологией, керамикой, химией, живописью по стеклу, физикой, архитектурой и многими другими направлениями. Так как тогда европейцы еще не знали секрета изготовления фаянса и эмали, он взялся за раскрытия этой тайны. В результате им были изобретены поливы разных цветов, овальные тарелки. Благодаря идеальному сочетанию красок, полива изображала мотивы природы. По словам Палисси, его материал был как «сельская глина».
Когда Францией правил Людовик XIV, он отдал приказ о замене серебряной посуды на фаянсовую, так как у Двора не было денег после войны. Благодаря ему французские города Невер и Руан надолго закрепили за собой статус центров керамического производства.
Графин "Петух". Фаянс.
|
Донской фаянс.
|
Колокольчик. Семикаракорский фаянс.
|