Образ
1) В психологии - разновидность восприятия объективной реальности. Субъективная картина мира, в которой заключено восприятие окружающих людей, времени и пространства, а также самого субъекта с последовательностью событий. Понятие "образа" может использоваться в различных значениях. По одной из традиций, образ имеет отношение преимущественно к перцептивным формам знания.
В процессе описания развития мышления личности в младшем возрасте говорят о стадии наглядного образного мышления, которая отличается от более ранних и последующих стадий своей опорой на способность к визуализации и ее трансформации в качестве метода решения задач.
Как показывает исследование онтогенетического развития, образ формируется в процессе усвоения внешних структур реальной действительности, перехода из внешнего ко внутреннему (А.В. Запорожец, Дж. Брунер, Ж. Пиаже). А.Н. Леонтьев в своих работах выдвигал гипотезу относительно образа вселенной, как о многогранном психологическом понятии. Из пяти его квазиизмерений можно выделить квазиизмерение значения и координаты места и времени. Квазиизмерение значения - величина, которая может быть выражена посредством соответствующих способов математической обработки и геометрических моделей, отражающих субъективные семантические пространства.
2) В философии - результат и совершенная форма осознания объекта человеком, имеющая место в условиях общественного развития на базе и в виде знаковых изображений. В чувственном восприятии образом выступает ощущение, восприятие, представление путем логического мышления - умозаключения, суждения.
Объективным началом образа являются предметы и явления физического мира; в данном смысле образ имеет вторичное значение относительно своего оригинала. Нейрофизиологические процессы в клетках головного мозга человека или животного выступают в качестве материального субстрата образа. Физической формой воплощения образа являются действия на практике, речь, знаковые системы. Одна из специфических форм образа - художественный образ.
Особенность образа в том, что он является чем-то субъективным, идеальным; образ не может характеризоваться, как самостоятельное бытие, если он не связан со своим материальным субстратом - мозгом и объектом отражения. Объективность образа обусловлена его содержанием в той мере, в которой он в точности соответствует реальному объекту. Но образ не ограничивается множеством свойств и отношений: оригинал более насыщен по сравнению с его копией. С момента возникновения образ обладает относительно независимым характером и проявляет активность в поведении человека. Он влияет на поведение, относительно него выстраивается система управления действиями.
3) Художественный образ - относится к категории эстетики, выражается в средствах и формах освоения жизни искусством; способ существования произведения. Свойственная искусству форма воспроизведения, толкования и освоения жизни методом сотворения действующих эстетически объектов. Образ подразумевает элемент художественного единого целого, как правило, фрагмент, существующий в своем виде независимо от общего содержания произведения (характер, символические образы). В общем значении художественный образ - существование произведения, если смотреть на него со стороны выразительности и впечатляющей энергии.
Существуют различные аспекты художественного образа, подтверждающие его отношение ко множеству сфер познания и бытия. В онтологическом свете художественный образ - это демонстрация идеального проявления жизни, схема, возвышающаяся над материальным субстратом (камень - далек от тела, которое он изображает, двухмерная плоскость не обладает свойствами трехмерной, повествование истории - не сама история, и т.п.). Художественный образ отличается от своей материальной основы, хотя угадывается в ней и посредством нее.
В семиотическом аспекте художественный образ - это знак, действующий способом смысловой коммуникации в определенной культуре. Образ является фактом воображаемого бытия, готовый всякий раз реализоваться заново в представлении того, кто владеет ключом идентификации для понимания образа. К примеру, смысл японского представления не понять без знакомства с особым языком жестов; так же и с литературными произведениями символического смысла или просмотром кинофильмов с определенными функциями и спецэффектами.
В гносеологии художественный образ - это вымысел, и он более всего приближен к такой разновидности познания, как допущение. Как заметил Аристотель, факты искусства - из области вероятного, о достоверности которого нельзя судить определенно. Из этого следует, что гипотезой художественный образ может быть лишь вследствие идеальности и воображаемости. Рассматривая произведение Рембрандта "Возвращение блудного сына", можно согласиться с тем, что данный предмет искусства существует в действительности, но то, что изображает полотно, - факт, не имеющий своего подтверждения в реальном мире, однако, это не исключает возможности его локализации.
С эстетической точки зрения художественный образ целесообразен и вполне возможен в реальной жизни; в нем нет чего-либо неправдоподобного, случайного, служебного. Он красив, как совершенное единство и конечная осмысленность каждой своей детали. Самодостаточное, завершенное бытие художественной действительности, где ничего не отвлекает от главной цели (комментарии, иллюстрации и т.п.), говорит в пользу сходства художественного образа с живой индивидуальностью, которая была познана не из внешней стороны, по принципу причины и следствия событий, а воспринята из собственного жизненного опыта; у нее также есть самоценность мира с пространством, ориентированным на внутреннее познание с его отсчетом времени, самоконтролем и подтверждением ее мобильной самотождественности.
М.И. Денисов в сценическом образе султана.
|
Андрей Данилко в образе Верки Сердючки.
|
Функция художественного образа в историческом процессе. М.В. Нечкина.
|