О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая
Главная > Гостевая > Словарь
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Кракелюр


(по франц. craquelure)

Сетка кракелюра на красочном слое (Джоконда) Слово заимствовано от французского craquelure, имеет значение декоративных трещин, возникающих после высыхания красочного слоя в процессе исполнения картин. Кракелюр образуется в результате разницы коэффициентов расширения красочных слоев в процессе испарения растворителей, а также в высохших красках под воздействием контрастных температур, влажности, чрезмерной сухости атмосферы или механического воздействия.

Кракелюр бывает сквозным, проникающим через живописный слой полностью, или возникает только в одном из слоев; может распространяться по всей поверхности картины, а может локализоваться в отдельных ее областях. Размеры кракелюра бывают незначительными, почти невидимыми, а также весьма впечатляющими.

Нарушение целостного слоя краски, лака или грунтовочного слоя, отличается своим характером и рисунком, которые формируются в зависимости от различных причин. Чаще всего причина заключается в нарушении технологии предварительного и живописного процессов - выборе и подготовке основы, грунтовки, краски, неправильном нанесении слоев. Другая возможная причина возникновения кракелюра - непрофессионально выполненная реставрация произведения искусства. Появление трещин может быть вызвано неравномерной усадкой связующего компонента или быстрого испарения растворителей краски. Если картина уже готова и абсолютно сухая, то трещины могут появляться от повторного набухания, пересыхания и механического воздействия. В иконописи, где обязательна качественная подготовка левкаса с использованием темперы, от пересыхания защищала небольшая толщина красочного слоя, а также особенность связующего элемента - желтка куриного яйца, предохраняющего краску от растрескивания.

Кракелюры маляной живописи (деталь портрета, Ян ван Эйк)Масло желтка куриного яйца сохнет медленно, поэтому сохраняет краску от растрескивания. Кракелюры образуются по причине того, что свежий слой краски быстро обезвоживается, а нижний ее слой просыхает недостаточно, и продолжает "вытягивать" влагу из свежего слоя.

Искусственное состаривание.

Эффект растрескивания - атрибут "духа старины", что так привлекательно в глазах ценителей раритета, поэтому, за неимением оригинала картины придать ей некоторый шарм возможно и искусственным путем. Чтобы на поверхности слоя живописи образовалась характерная сетка трещин, ее вскрывают специальным кракелюрным лаком. Выделить и оттенить трещинки можно методом втирания в них масляных красок, туши, пастели или специального состава для патинирования. Кракелюры, образовавшиеся искусственно, обязательно будут иметь явные отличия от кракелюров естественного происхождения. Таким образом, имея представление о разнице их происхождения, возможно отличить оригинал произведения от подделки.

Кувшин с искусственным кракелюром
Кувшин с
искусственным
кракелюром.

Шкатулка с кракелюром
Шкатулка с кракелюром. 

Декоративная тумбочка
Декоративная
тумбочка.
Кракелюр. Декупаж.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.